Мой нигилизм

Всякое общество, государство, каждая субкультура, любая религия, система ценностей, любая подобная "массовая идея" накладывают ограничения на поведение и мышление человека.

Никогда в истории ни одна из этих сущностей не давала больше свободы и возможностей, чем человек уже имел бы от рождения.

Напротив, их главными побочными эффектами всегда являются обман, ограничение и подчинение.

Возьмем к примеру идею "государства". С одной, идеальной стороны, все жертвуют частью своей свободы, в обмен на иллюзию безопасности. С другой стороны, реальной, это всегда оказывается классовым неравенством и иерархией авторитарной власти.

Существуют "меньшие" массовые идеи в рамках "бОльших" идей, и эти "меньшие" идеи снимают некоторые ограничения, добавляют немного свободы - но только в определенных рамках, продиктованных "бОльшими" идеями.

Именно поэтому молодежь, так или иначе ищущая свободы, активно участвует в различного рода субкультурах - поскольку те предоставляют основание для того, чтобы в некоторых случаях поступать "не так", как это диктуют законы основной культуры; но вместе с этим накладывают и множество новых ограничений.

Так, например, в детстве я заинтересовался панковской субкультурой, если так можно сказать; но я никак не мог понять почему надо ходить всему оборванному и в дерьме.

Всю свою жизнь человек движется между идеями, по-вертикали - через уровни "вложенности" этих идей одной в другую, превращаясь из "добропорядочного гражданина" в какого-нибудь гринписовца, а потом обратно, и/или по-горизонтали - от одной подобной идеи к другой, апгрейдя христианство на ислам, но все время при этом подчиняясь каким бы то ни было правилам, веря в те или иные символы.

Куда ни посмотри, всюду - законы, обязанности, традиции и обычаи, "ты должен", "принято считать что"...

Это огромная, пронизывающая весь наш физический и ментальный мир паутина, где принимая что-либо, ты оказываешься обманут еще больше; а отвергая, оказываешься на том же самом расстоянии от истины, но с другой стороны.

Что же является "якорем", удерживающим нас в подобном пространстве?

Таким якорем является наша природная запрограммированность на действие в рамках каких бы то ни было идей, наша естественная способность быть компьютером, работающим с идеями; и наше вполне свойственное человеку желание "принадлежать бОльшему", желание "являться частью".

И это желание принадлежности настолько в наших инстинктах, что практически никогда оно не обсуждается и не ставится под сомнение; это само собой разумеющаяся часть человеческой самоидентификации, и это свойство эксплуатируется повсеместно.

Когда библейский Адам был изгнан из райского сада, идеализированного понятия отсутствия времени, полной безответственности и бесцельности, он лишился всякой принадлежности; и с тех пор его потомки придумали множество замен этому райскому саду, и всегда - чтобы снять с себя груз ответственности - в физическом, интеллектуальном и духовном смыслах, чтобы сразу оказаться в протоптанной кем-то колее, чтобы приблизиться к состоянию животного существования.

Другим нашим "якорем" является дискретизация, в наихудшем своем проявлении - двоичная логика, да или нет, за или против, с нами или против нас.

Попробуйте подробно ответить себе на вопрос "кто есть я?", и вы поймете, что значительная часть ваших мыслей по этому поводу - не что иное, как "я принадлежу к тем-то" или "я мыслю/играю по правилам такой-то группы"; а все потому, что подобный образ мышления прочно укоренился в сознании.

Но ведь всё, требующее здесь и сейчас ответа "да" или "нет", в какой-то мере обманывает, ограничивает и лишает свободы.

Любая массовая идея, являясь независимой от человека, всего лишь использует этого человека как инструмент для хранения и передачи себя, давая взамен чувство принадлежности, и как результат - иллюзию отстутствия ответственности.

Некоторые способности человека подобны компьютеру, а массовые идеи подобны компьютерным червям - используя имплицитное свойство компьютеров исполнять программы, червь, являясь совершенно независимым от каждого конкретного компьютера явлением, использует эти компьютеры как средство для хранения и передачи себя; не исключая побочных эффектов, возможных с обеих сторон аналогии.

Но человек обладает не одним только интеллектом. Человек обладает также способностью чувствовать, способен желать, ставить цели и достигать их, полностью изменяться, изучать и изменять окружающий мир.

Человек является открытой системой, по своей сути направленной вовне.

Наша возможность чувствовать является и нашей путеводной звездой в жизни; наши чувства ориентируют и направляют интеллект; чувства подсказывают нам ответы тогда, когда интеллект слаб или ошибается.

Единственная вещь, которой только и может принадлежать человек - это весь наш мир, вся вселенная. Это и говорят нам чувства, это и есть единственная объективная реальность. Мир вокруг нас - это все, с чем неразрывно связан каждый из нас; и его никогда не заменит никакая идея; вселенная позволяет нам становиться лучше, мы же улучшаем наше понимание ее.

Что же касается "массовых идей", то абсолютно все они придуманы не нами и до нас, под влиянием прошлых событий или давно умерших людей; а потому не имеют к нам никакого отношения, и не должны оказывать на нас никакого влияния.

Это не значит, что следует отрицать идеи как факт; действительно, обдумать и осмыслить, а возможно и частично принять некоторые из их было бы разумно.

Нет сомнений, что распространение, "жизнь" идей является процессом эволюции. Но у каждого из нас есть возможность выбирать меру своего осознанного участия в этом процессе.

Мой нигилизм заключается в полном отрицании господства каких бы то ни было идей надо мной; я декларирую свое право свободно мыслить вне любых рамок и догм; чувствовать, думать, отрицать или принимать все, что мне угодно.

И более всего я отвергаю то, что постоянно навязывается со всех сторон и с особенной силой: государство с его общественным строем, законы и правила, мораль и нравственность, массовую культуру, религию, преданность и верность каким бы то ни было идеалам.

Но такое отношение, конечно же не означает "не замечать того что происходит". Правильнее сказать что я не верю, не признаю истинность и добрые намерения со стороны подобных "идей" в отношении меня; я не собираюсь слепо руководствоваться ими в принятии своих решений; я рассматриваю их только как информацию о том, что меня окружает.

Кроме всего прочего, я отрицаю также любые жизненные позиции, которые, как кому-то кажется на первый взгляд, в чем-то совпадают с тем что я думаю или делаю. Простыми словами это означает, что не следует наклеивать никакие лейблы - я заранее от них отрекаюсь, поскольку жизненный опыт диктует: не существует двух одинаковых мнений, в них всегда найдутся огромные различия.

Так, в частности, я не отношу себя ни к андеграундной, ни к вирмейкерской, ни к какой бы то ни было другой сцене или субкультуре, я вообще не признаю даже того что они существуют; и хотя есть наверное люди, которым бы хотелось, чтобы это было так, но я - это я, со своими интересами, не совпадающими ни с какими другими; и на всякие чужие лейблы и идеи мне совершенно наплевать.

Мой нигилизм означает, что ничего, кроме того что мне интересно, не имеет ко мне вообще никакого отношения.

<